Выбор и сравнение моторов для электровелосипедов

В данной статье мы рассмотрим различные виды моторов для установки на электровелосипед, их отличительные черты, а также поговорим о плюсах и минусах.
В основном по типу электродвигателей выделяют 2:
  • Мотор колёса
  • Моторы миддрайв
ohtP0_OoqbU.jpgМотор - колёса, они же МК являются сейчас наиболее популярными для использования в электротранспорте. Это электродвигатели, интегрированные в само колесо за место классической втулки. Основной принцип — это простота использования таких изделий. Нет никаких ремней, цепей и других видов передач. Мотор передаёт усилие прямо на обод колеса сразу при включении газа, и нет ничего лишнего.

МК бывают двух видов: BLDС моторы прямого привода, и редукторные МК.

Внешне эти виды моторов могут почти не отличаться (при первичном визуальном осмотре), но в целом первый вид двигателей прямого привода как правило больше по размеру и тяжелее, чем МК редукторного типа.

Рассмотрим подробнее в чём принцип действия каждого из них и чем они отличаются. BLDС моторы прямого привода состоят по большей части всего из 2 ух составных частей: статора и ротора. Статор — это часть МК, сделанная из тонких железных пластин, соединённых вместе специальным клеевым составом по центру которой находиться ось. Ось закрепляется в задних или передних дропаутах вашего велосипеда. Данная часть мотора является неподвижной и на ней намотаны обмотки из меди (медная проводка). Ротор-это часть МК, на котором располагаются сами магниты. Она является подвижной и вращается вокруг оси вместе с ободом колеса.

Также данный вид мотора имеет 2 крышки и подшипники на которые опирается ось. И на этом по сути всё. Сложного устройства такой двигатель не имеет, за что его все собственно говоря и любят. Он очень долговечный при правильном использовании. К тому же он недорогой и куда дешевле редукторных МК сопоставимых по мощности. Ещё у таких моторов есть одна полезная фишка – наличие возможности использования рекуперации. Данная опция позволяет экономить износ ваших тормозных колодок. Это несомненные плюсы. Но разумеется недостатки у такого мотора имеются, и они весьма ощутимые.

Первый недостаток — это его большой вес. Такие моторы почти в 2 раза тяжелее редукторных. Нагрузка на раму, спицы и обод гораздо больше. Все эти компоненты нужно подбирать с повышенным запасом прочности и экономия на цене такого МК в конечном счёте, приводит вас к другим затратам. К тому же большой вес хоть сзади, хоть спереди приведёт к тому что, какая-то часть байка будет перевешивать другую. И вам будет трудно добиться баланса. Управление существенно измениться и может даже появиться Воблинг.

Второй недостаток-это сопротивление магнитов. Если покрутить такое колесо в подвешенном состоянии, то вы сразу заметите, что колесо быстрее остановиться. Да и раскрутить его будет труднее и дело далеко не в большем весе. Сила магнитов постоянно взаимодействует с железом статора и притягивает его к себе, не зависимо от того, подаёте вы питание или нет. Это значит, что свободный накат при использовании данного мотора будет ощутимо хуже.

Третий недостаток-это не особо впечатляющая тяга при рывке с места, в гору и на низах. При одинаковой пиковой мощности МК прямого привода несмотря на больший вес, проигрывают в этом компоненте редукторным. И для достижения высокой тяги даже с места или в гору приходиться использовать слишком тяжёлые двигатели прямого привода. Как правило лучше всего двигатели Direct drive проявляют себя именно на асфальте, когда наберут нужные обороты. А также в режиме постоянной средней скорости с функцией Круиз –контроль.

evel2.jpgТеперь рассмотрим Редукторные МК. Они куда сложнее по конструктиву и имеют больше составных частей (потому и стоят куда дороже). Небольшие моторы данного типа в народе называют также мини МК.

Эти моторы отличаются наличием редуктора. Он нужен для повышения крутящего момента. И для обеспечения свободного наката вашего байка. Редукторные МК имеют меньшие размеры и небольшой вес. В обгонной муфте(фривиле) таких МК закрепляется как правило 3 шестерни. Ширина которых и другие параметры могут отличаться у разных производителей. Редукторные МК считаются в народе менее надёжными по сравнению с моторами прямого привода.

Причина тому - это "пластиковые" шестерни, а если быть точнее нейлоновые. Они отлично выдерживают стандартные нагрузки и не сильно шумят, в сравнении с металлическими шестернями. Производители не используют металлические шестерни так как они будут сильнее шуметь, и изнашивать несменный венец на крышке мотора, а также больше весят. Но нейлоновые сильнее подвержены ударным нагрузкам. Они могут получать микросколы от серьёзных ударов (когда колесо попадает в яму или наезжает на камень) и крошится при езде на высокой скорости.

Это всё означает то, что такие МК надо вскрывать и обслуживать куда чаще. Первый признак износа, это усиление шума при езде. Если не обращать на этот факт внимание, то вы можете просто «встать» на ровном месте в любой момент при наступлении полного износа редуктора. При возникновении сильного шума или вибрации лучше поскорее заменить ваши шестерни. А при покупке МК желательно сразу заказывать запасной комплект.

Также стоит помнить, что для обслуживания данных МК нельзя использовать любую привычную вам смазку. Ибо неподходящая может просто разъедать ваши шестерни, ускорить их разрушение и износ.

Незабываем отметить, что из-за особенностей устройства данных двигателей, вы не сможете использовать функцию рекуперации. Поэтому сразу учитываете это факт при выборе МК. Самое главное, что важно помнить при покупке и выборе редукторных МК –это крайне низкий уровень надёжности недорогих моделей, от малоизвестных производителей. Некачественный материал для изготовления шестерней приводит к очень скорому их износу. В результате лишь небольшого превышение номинала по мощности вы можете за один сезон их угробить и полностью разочароваться в таких МК. Поэтому помните –«скупой платит дважды» и лучше покупайте моторы только от известных производителей Bafang и MAC.А также не перебарщивайте с «вливаемой» мощностью. Такие моторы это не ахти как её переносят. Оптимальное значение, это увеличение номинала в 2 раза.

Помните в любом случае независимо от вида МК при мощности от 350 w. и более рекомендуется использовать усилители дропаутов.

Продолжение читайте по ссылке: Моторы Миддрайв (middrive motor)

Автор: Кузьма
При цитировании материала, ссылка на портал EVELURAL обязательна!
 
Последнее редактирование модератором:

Комментарии

Всё хорошо, только фривил - это трещотка внутри мотора. Не так ли?
 
Последнее редактирование:
Возможно не так понял. Читал материалы по разбору этого Фривила чтобы достать Шестерни на ЭТ. Я так понял Фривил это обойма внутри которой они закреплены. Соответственно шестерни это тоже часть составная. Может ремонтник уточнит ?
 
Обгонная муфта(фривил) в таких МК состоит как правило из 3 ёх шестерней.
Шестерни являются частью редуктора. А сам фривил есть обгонная муфта, если по-русски, на неё крепятся шестерни. Т.е. когда колесо начинает обгонять мотор, фривил начинает вращаться, уравнивая скорости, и развязывает между собой солнечную шестеренку мотора и большую коронную шестерню колеса.
 
Тут мне кажется проще подержать в руках разобранное МК и тогда станет понятнее))) Я просто увидел что Фривил на картинке был вместе с 3 мя шестернями )) Я и подумал,раз на нём закреплёны ,значит они частью его автоматом и являются также.
 
Фривил - это только центральная часть считается (что на картинке)? Короче понял...шестерни -это шестерни, а Фривил -это как трешётка просто.
 
Надо просто значит изменить для точности в статье..что в обгонной муфте закрепляться как правило 3 шестерни и всё.
 
Уже поправили,теперь всё ОК ))) Вы бы знали сколько я над этими статьями потел. Полдня ,даже больше и правил раз 30 не менее. В итоге текста так много стало,что пришлось на 2 отдельных разбивать Biggrin_man32 . Привык я однако портянки длинные писать.
 
Фри вил..."Свободное колесо" ...или свободное вращение. Название говорит само за себя Good2_man56 .
 
Сверху