Картинка с интернета. Да не испугает вас в ремонте обилие деталек, ибо после понимания принципов действия, а равно и назначения их, все это станет просто как огурец. Поэтому просвещаемся, становимся грамотнее)
Надеюсь что инфа прояснит многие вопросы по железу, и избавит от лишнего копания в сети.

Предлагаю в этой теме обсуждать вопросы касательно поломок и глюков в вилках. Естественно тем, кто свое железо чинит и настраивает сам.
Решил открыть тему обзором по терминологии и сленгу, применяемой по отношению к вилкам. Первый пост я адресую В ОСНОВНОМ новичкам, и возможно он освежит знания у бывалых. Preved397893
PS: Представляю значительно дополненную и доработанную (коллективными усилиями) версию поста. Спасибо всем за конструктив и критику без срача) Старался чтоб вышло не слишком длинно)

ЖЕЛЕЗО
Аммо-вилка в основе строится из штанов + ноги-корона-шток + упругий элемент сжатия (стальная или воздушная пружина) + амортизатор. Последние два размещены в ногах и отвечают за качество работы вилки.
1. Стальная пружина - все понятно.
2. Воздушная пружина. Ее элементы:
2а. Позитивная (главная) камера. Является частью, принимающей на себя основную нагрузку.
2б. Негативная камера. Служит для гашения удара в конце отскока, также уменьшает порог страгивания вилки в начале хода. В некоторых моделях вилок выполнена в виде стальной пружины.
2в. Ю-турн, U-turn – фишка от РШ, позволяющая менять ход и прогрессию воздушной пружины одной крутилкой на короне.
2г. Прогрессия обычных вилок меняется накруткой на крышку изнутри жирных пластиковых гаек. Их задача - поглотить объем позитивной камеры - а чем меньше объем, тем резче прогрессия. Если их удалить совсем, вилка станет предельно линейной.

3. Амортизатор. Его задача - гасить ненужные колебания в пружине. В примитивных вилках его роль с переменным успехом играет эластомер. В нормальных он состоит из двух демпферов. Они могут отличаться по конструктивным решениям, но цель у всех одна - подавить раскачку и гасить колебания.
3а. МАСЛЯНЫЙ КАРТРИДЖ - просто полость ноги, заполненная маслом.
3б. ОТКРЫТАЯ МАСЛЯНАЯ ВАННА - масло залито в штанину, нижний конец ноги открыт для тока масла при сжатии.
3в. ДЕМПФЕР КОМПРЕССИИ определяет скорость СЖАТИЯ вилки. Представляет собой цилиндр, ввинчивающийся в ногу у короны.
Пример 1: Турнкей, Turn Key – демпфер компрессии от РШ старого образца, кажется до 2012 года. Крышка клапана в нем поднимается на 3х шишечках по мере выкручивания, этим самым плавно увеличивая зазор для потока масла. По отзывам же катальцев на самом деле этот демпфер не дает промежуточных состояний компрессии, а дает только 2 крайних – блок и полный ход.
Пример 2: Моушен контроль, Motion control – демпфер компрессии нового образца, работает отменно. Крышка клапана поворачивается вместе с крутилкой, постепенно открывая прорезь для тока масла.
Это простейшие и самые распространенные, со сложными я знаком только по слухам. Если кто то объяснит про миссион или что нибудь из фокса - буду рад вписать сюда).
3г. ДЕМПФЕР ОТСКОКА - ограничивает скорость разжатия вилки. Грубо говоря представляет цилиндрик на верхнем конце штока масляного картриджа с набором шайб и пружинок. Они не мешают сжатию вилки, но перекрывают отверстия при отскоке. Регулировка - крутилка внизу штанины. Лично знаком также только с простым...если кто добавит о даунхиШШных, можно будет дополнить.

Настройка демпферов для правильной работы подвески очень важна, ибо подвеска служит для поддержания контакта колеса с поверхностью!!! (а не только для комфорта, как считают многие). Потеря контроля в повороте на ригиде гораздо вероятнее чем на мягкой.
 
Последнее редактирование модератором:
МОМЕНТЫ РАБОТЫ ВИЛКИ В НОРМЕ И ОТКЛОНЕНИЯХ

1) Сэг – это степень просадки вилки под весом райдера. Для КК сэг определяется в положении сидя, для дерт-джампинга или стрита – стоя с упором в руль (положение атаки как говорят на кочке). Нормальный сэг составляет 10-20% от общего хода, в даунхилле до 40%. Нужем для того чтобы отрабатывать ямки.

2) Жесткость (коэффициент упругости пружины) – это сила, с которой вилка препятствует сжатию. Она непостоянна, возрастает при сжатии (по закону Гука) - поэтому только жесткостью, без привязки к прогрессии, нормально оценить работу пружины невозможно.

3) Прогрессия – это закономерность в нарастании жесткости по мере сжатия вилки. Понятно, что решающим моментом здесь являются свойства пружины и ее исходный размер.
Исходя из того, КАК нарастает жесткость (в арифм. или в геом. прогрессии), работа пружин делится на прогрессивную и линейную (парабола и прямая). Первое - воздушные пружины. Классика линейности - витая прямая пружина (коническая, ради любви к истине, - более-менее прогрессивна)

3-а) Сэг, прогрессия и жесткость - это взаимосвязанные явления! Прогрессия - это общая закономерность изменения жесткости конкретной пружины. Сэг же показывает, когда прогрессия достигла определенной точки и пружина, сжавшись, обрела необходимую для удержания веса райдера жесткость. Ориентируясь на сэг, мы можем задать (воздушной) вилке начальный уровень жесткости. Прогрессия пружины при этом останется прежней.

4) Компрессия – это все, относящееся к скорости сжатия вилки. К жесткости отношения не имеет!

5-а) Низкоскоростная компрессия - настройка общей скорости, с которой будет сжиматься ваша вилка, НЕЗАВИСИМО от рельефа. Данная настройка присутствует на всех нормальных вилках. Вилка при закручивании становится дубовее, но зато не успевает проваливаться на полный ход при силовом педаляже.

5-б) Флудгейт, пробиваемая блокировка, высокоскоростная компрессия. В общем и целом настройка порога срабатывания вилки на ударах. Тонкость настройки порога и то, как вилка поведет себя после срабатывания - зависит от устройства демпфера. Выглядит как дополнительная крутилка на демпфере компрессии (у РШ надпись"Gate") Мое личное мнение - нерабочая фишка.

6) Отскок, отбой, rebound – разжатие вилки.

7) Блокировка, Lockout – понятно и так что это. Блокировка является крайним положением компрессии, когда ток масла полностью перекрыт.

8) Соло айр, Solo air (и близкие по схеме) – принцип воздушной пружины, при которой накачка негативки и позитивки происходит через один клапан. Соответственно давление в «+» и «-» равны (пока не сядет райдер конечно). В некоторых моделях вилок роль негативки играет стальная пружина.

9) Дуал айр, Dual air – в этом случае негативка и позитивка набиваются раздельно. Это дает возможность более «чисто» настроить работу пружины, сохранить значительную плюшевость при более высоком давлении в «+».

10) Прелоад, предварительный натяг, Preload – механизм в пружинно-эластомерных вилках, якобы позволяющий регулировать ее жесткость. Крутилка расположена на короне, напротив пружины. Он не работает, но придает вилке красоты и солидности. Дело в том, что прогрессия витой пружины линейная. Поэтому для ощутимого увеличения ее жесткости ее следует придавить хотя бы на 1/3 – ¼ ее длины. Длина пружин в ноге где то 20см. Длина резьбы прелоада – всего лишь 2-3 см. Здесь я рассуждаю исходя из личного опыта – была вилка сантур ХСТ 29. Может у других фирм прелоад и работает)

11) Платформа, или платформа стабильности – любой механизм, блокирующий вилку при педаляже и торможении, но одновременно позволяющий ей отрабатывать удары и другие более-менее резкие толчки. Платформа в идеальном виде имеется только в в вилке лефти, где электронный микрочип регулирует работу в зависимости от рельефа. В какой то мере платформой у нас являются компрессия и отскок, но понятно что идеала не создают, а лишь в какой то степени гасят раскачку.

12) Пробой, пробивание вилки – это удар штанами о корону (ну или концами ног в штаны), в общем грубая остановка, показывающая, что ход вилки выработан полностью. В случае регулярного пробоя вилки со стальной пружиной следует задуматься о ее замене на более жесткую. Жесткий пробой об корону плох тем, что могут пострадать пыльники, а также попасть в штаны уличные пыль и грязь. Хотя чаще концы ног ударяются в донышки штанов - там и резинки специальные лежат на этот случай, все зависит от производителя.

13) Стакдаун – сброс воздуха из позитивной камеры в негативную. В результате ноги вилки втягиваются в штаны, и нужно усилие, чтобы ее растянуть. Причин 3: очень жесткое приземление, плохие(изношенные) уплотнители, мороз (резинки задубели).

14) Отличие вилок Ол-маунтин (и фрирайд) от вилок КК – вилки Ол-маунтин ЗНАЧИТЕЛЬНО прочнее. Их задача – выдерживать значительную торсионную нагрузку при крутых поворотах и смягчать удар при дропе.
По комфорту они КК не превосходят. Кроме того они тяжелее вилок КК за счет более массивных штанов, ног, короны и штока.
Задачей же вилок КК является: (1) - защита рук гонщика от лишней вибрации на неровной трассе – ведь силовой педаляж по пересеченке и в гору часто идет стоя и со значительным упором в руль. И (2) – повышение контроля над неровной дорогой. Жесткая вилка хуже держит трассу, она скачет. Вот 2 задачи, на которые рассчитаны вилки КК, НО НЕ БОЛЕЕ! Ни в коем случае не следует переделывать и подгонять такую вилку для фристайла/триала, и тем более катать его на ней. Она от такой эксплуатации скоро «устанет» и просто сломается, недолго проживет.

15) "Ссанье" вилки, или демпфера - утечка масла из масляного картриджа в штанину при работе. Причина проста - хреновые уплотнители, обычно внутренний оринг. Проявляется плохой работой демпфера компрессии, в тяжелом случае вилка не сжимается на полый ход (масло в штанх мешает). У рокшокс это довольно популярная болячка, моя вилка не исключение.
Лечится: а) Замена орингов на новые, более толстые. Бывает, что даже новые заводские, несношенные уплотнители не держат хорошо(((. б) Подкладывание в паз для оринга витков тонкой проволоки или струны с последующим уплотнением герметиком, или какой иной колхоз. в) заказ или самостоятельное вытачивание новой заглушки.

16) Плюшевость вилки - высокая чувствительность к мелочевке. Сленг, означающий в общем запас линейного хода в начале сжатия вилки. В норме плюшевый ход составляет где то 20% от всего хода, ну и "+/-", в зависимости от того чего хочется райдеру.

17) Штанга - технически этот термин означает стержень, передающий вращательное движение. Посему предложенный термин аннулирован. Передачу поступательного движения осуществляет Шток.
Всем спасибо за внимание!


[Пост изменен в 10-й раз пользователем 02.03.2016 16:36)))] Нда... давненько все это было написано.
 
Сверху